Об одеждах Ордена
17. Мы повелеваем, чтобы накидки всех братьев были одного цвета: белого либо черного, либо коричневого. И мы даруем всем братьям рыцарям белые плащи, и никому, кто не принадлежит к упомянутым Рыцарям Христа, не позволяется носить белые плащи, так, чтобы те, кто отвергли жизнь во тьме, узнавали друг друга, как связанных с Создателем знаком этих белых накидок, что означают чистоту и полное целомудрие. Целомудрие есть уверенность сердца и здоровье тела. Ибо, если кто-то из братьев не принял обета целомудрия, не может он ни обрести вечного покоя, ни увидеть Господа, ибо сказано апостолом: "Pacem sectamini cum omnibus et castimoniam sine qua nemo Deum videbit", что значит: "Старайтесь нести мир всем, храните целомудрие, без которого никто не может увидеть Бога".
18. Но эти одежды должны быть без всяких украшений и без следа тщеславия. И мы приказываем, чтобы никто из братьев не имел ни кусочка меха на своих одеждах, и ничего иного, что служит привычкам тела, ни даже одеяла, если оно не из шерсти ягнят либо овец. Мы повелеваем, чтобы все носили одинаковые одежды, так, чтобы каждый мог одеться и раздеться, и одеть или снять свои башмаки легко 42. И Келарь или иной на его месте должен тщательно обдумать и позаботиться об этих вещах, чтобы заслужить награду Господа, так, чтобы глаза завистливых и злословных не могли видеть, что одежды слишком длинны или слишком коротки, но должен он распределять их так, чтобы они подходили тем, кто их носит, согласно росту каждого.
19. А если кто-либо из братьев из тщеславия или заносчивости желает иметь, как положенную ему, лучшую и самую красивую накидку, пусть получит он худшую. И те, кто получают новые одеяния, должны немедленно вернуть старые, чтобы отдать их оруженосцам и сержантам, и часто - бедным, как-то сочтет лучшим держатель этого места.
Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров
Итак, элементы одежд Братьев ордена.
Подробно
Подшлемник - небольшая шапочка, по форме напоминающая чепец (см.ниже). Шилась из мягкой, плотной ткани типа войлока.
Чепец - шился из двух половинок, которые сметывались прямо на голове носящего, чтобы чепец не топорщился, а плотно облегал голову.
Выглядел он вот так:
Котта (Jupon d'armer, cotte)
Широкая и длинная, надевающаяся поверх рубашки, она могла быть длинной до колена-середины икр. Рукава не вшивали, а надевали непосредственно на тело, прикрытое рубашкой, и привязывали или пристёгивали в нескольких местах у плеча.
Сюрко
По покрою сюрко было похоже на котту, но имело больший объем, иногда за счет клиньев, которые вставлялись в юбку.
У сюрко бывали короткие, полукороткие и длинные рукава, в которые редко продевали руки, но которые свешивались с плеча. С 1230-х годов (изображения на миниатюрах и в скульптуре позволяют говорить, что это существовало и в 1190х гг) сюрко стали шить вообще без рукавов, с очень глубокой проймой или с боковыми разрезами, начинавшимися чуть ли не от подмышек. Проймы обычно украшали мехом. Сюрко дополнительно разрезали спереди и сзади, чтобы можно
было свободно сесть в седло, при этом полы длинной одежды подбирали и заправляли за пояс или, за неимением оного, в проймы сюрко. Отверстие для головы было круглым и сравнительно небольшим, но на груди делали разрез amigaut — "амиго".
Мантия
"...Носильные вещи, кроме котты или туники с узкими рукавами, включают мантию, застегивающуюся на груди пряжкой или шнурком; мантию носят поверх котты, когда остаются в помещении. Все эти одежды - белые и отмечены красным крестом на груди и на плече. Называют также гарнаш [garnaches] - род плаща без рукавов, возможно, это то же, что и платье из клиньев..." (М. Мэлвиль)
Рубаха (шенс)
"...20. Среди прочих вещей мы милосердно устанавливаем, что из-за сильной жары, что существует на Востоке, от Пасхи и до дня Всех Святых, из сострадания, а не как право, полотняная рубашка выдается всем братьям, кто пожелает носить ее..." (Французский Устав)
Рубашка представляла из себя глухую нижнюю тунику с двумя разрезами внизу — спереди и сзади, закрывавшую брэ и шоссы до середины икры, белая; ее длинные рукава стягивались на запястье. Рубаха шилась прямой или с клиньями (по желанию), под мышками вшивалась ластовица, длина рубах была разной (обычно - до колена). Горловой вырез, как правило, делался простым, полукруглым, под горло, с разрезом до середины груди или чуть выше.
Плащ
"...Весной брат снова надевает свой широкий упланд [плащ] из сукна, подбитый шкуркой ягненка, и получает широкий летний плащ без подкладки..." (М. Мэлвиль)
Плащ собирается из клиньев, количество которых зависит от ширины используемой ткани. Длина плаща по желанию изготовителя. На плечи плаща нашивался крест.
Для рыцарей, по Уставу, полагался белый плащ с нашитым красным восьмиконечным крестом, для сержантов - коричневый (по некоторым источникам - черный), так же с красным крестом (по некоторым источникам - неполным, имеющим форму буквы Т)
Худ (капюшон)
Шился из прямого отрезва материи, удлинялся по желанию, от горла вшивались 4 клина, образующие накидку капюшона, ложащуюся на плечи.
Стеганка
"Кольчугу рыцари надевали поверх стеганой куртки, которую они называют les espalieres [оплечье]. Позднее это слово стало означать наплечники. Но в хронике Тирского тамплиера говорится о воине в плаще и оплечье, являющемся видом одежды." (М. Мэльвиль)
Состояла стеганка собственно из самой стеганки с воротником и рукавами, юбки, длиной по желанию. Были варианты стеганки без рукавов - "акетон". Для ног так же шилась стеганка - "стеганные ноги". Был вариант "стеганных шорт".
Ремень и обвеска
"Меч носился на поясе, к которому подвешивался на двух широких идущих накрест ремнях-перевязях так, чтобы ножны были расположены строго вертикально, острием в землю.
У каждого брата ордена Храма три ножа: боевой кинжал, нож для нарезания хлеба и маленький нож с узким лезвием, который называют также английским или антиохийским ножом." (М.Мэлвиль)
Ремень (слева), веревка, как символ бедности (справа):
Кинжал (слева) и кинжал для левой руки (справа):
Штаны (брэ, ревет)
Они представляли собой штаны из тонкого полотна длиной до лодыжек, штанины могли быть прямыми, с напуском или присборенными. Брэ затягивались на талии кожаным или тканым поясом, к которому привязывали кошелек и ключи и иногда прикрепляли подвязки, державшие шоссы. Впрочем, чаще они держались за счет другого вида подвязок — круглых, прикреплявшихся к специальному поясу.
Шосы (чулки)
Надевались поверх брэ. Узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды (шоссы с "хвостом". До ХV в. штанины не сшивались между собой. Их вязали из шерсти, шили из ткани, даже из шелка, обычно темного цвета.
Обувь
О башмаках с длинными носами и шнурках
22. Мы запрещаем башмаки с длинными носами и шнурки, и воспрещаем, любому брату носить их; мы также не разрешаем их тем, кто служит Дому установленный срок. Мы воспрещаем им носить башмаки с длинными носами или шнурки при любых обстоятельствах. Ибо очевидно и хорошо известно, что эти отвратительные вещи принадлежат язычникам. Также не должно носить слишком длинные волосы или накидки. Ибо те, кто служат Царю небесному, должны и душой и телом следовать завету самого Господа, который изрек: "Estote mundi quia ego mundus sum", что значит: "Будьте в мире как я".
Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров
Сумки
Шились из плотной кожи, сшивка кромки делалась грубыми прочными нитками или шнурком.
Доспех
В качестве доспехов они носят кольчугу и кольчужные чулки, изготавливавшиеся из переплетенных или нанизанных на плетеные кожаные ремешки металлических колец, и на голове большой рыцарский шлем [т. н. горшковый шлем], либо железную шапку [легкий шлем без бармицы]. Рыцарский шлем еще не имел подъемного забрала. Лицо защищала пластина с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. Постепенно более удобная железная шапка, за исключением поединков, стала заменять тяжелый шлем, по форме она была цилиндрической с плоским верхом и оставляла лицо открытым. Защита головы дополнялась кольчужным капюшоном, под которым была кожаная набивная шапочка.
Вместо кольчуги сержанты носят полукольчугу, более легкую - с короткими рукавами. Железная шапка, которую и сами рыцари находят в Сирии более практичной, заменяет сержантская шляпа.
Мерион Мельвиль