немного не по теме, но может быть и интересно.
Предания и легенды латышей, много есть о замках.
Очень большой объем
АЙЗКРАУКЛЕНСКИЙ ЗАМОК
В Видземе, в Айзкраукленской волости, на расстоянии километра от айзкраукленской церкви, в Даугаву впадает небольшая речка Каристе. На ее правом берегу, у Даугавы, видны развалины рыцарского замка. Много довелось мне слышать удивительных историй о рыцарских замках и их обитателях. Хочу рассказать, что я слышал от одной старушки об Айзкраукленском замке. В древние времена, когда леса Латвии высились в своей первобытной красе, некий рыцарь близ устья Каристе воздвиг богатый и хорошо укрепленный замок. Были созваны мастера из различных стран, и рыцарь приказал вырыть под замком потайное подземелье и длинные удивительные подземные ходы. Когда замок был готов, рыцарь велел собрать всех мастеров, убить их, а трупы сбросить в Даугаву. Алчный рыцарь со своими воинами совершал набеги на литовцев и эстов и награбил таким путем огромные богатства. Свое имущество рыцарь хранил в потайном подземелье. И хотя после смерти мастеров никто, кроме самого владельца замка, не знал хода в подземелье, рыцарь все же опасался за свои богатства. Однажды ночью явился ему черт и говорит: “Обещай мне свою душу - и я позабочусь о твоем имуществе”. Рыцарь это предложение принял. Черт приказал ссыпать все золото в дубовый сундук и поставить его в тайное подземелье; на сундуке он поселил огромную змею. Змея была злющая и губила своим ядовитым укусом каждого, кто пытался приблизиться к сундуку; она подпускала только самого рыцаря. Теперь рыцарь был спокоен за свое богатство. Однажды он со своими холопами отправился грабить, грабеж удался на славу и они вернулись с богатой добычей. Но этой удаче суждено было стать в их жизни последней. Однажды ночью, когда в замке шел пир горой, все ограбленные собрались, напали на замок и убили его обитателей, однако спрятанные богатства найти не смогли.
Перед мировой войной старушка видела странный сон. Ей приснилось подземелье под Айзкраукленским замком. Чей-то голос сказал, что если она не струсит, то получит спрятанный клад: пусть возьмет четки, какие, молясь, перебирают католики, и в полночь пойдет к развалинам. В одном углу руин обнаружится ход в потайное подземелье. Пусть набросит на змею четки - и змея исчезнет. Найденное богатство она может взять себе. Но она не пошла за кладом, боясь, что это черт завлекает ее на съеденье изголодавшейся змее. Насколько эта история правдива - никто не знает, это осталось тайной старушки.
АЛУКСНЕНСКИЙ ЗАМОК
С запада на замок напали железные люди, но наши предки сражались, как богатыри. Железным людям не завладеть бы замком, не случись среди своих же предателя, который указал врагу потайные ворота во двор замка. Ночью, когда наши предки пировали и пели победные песни, железные люди ворвались во двор замка. Предводитель, видя, что сопротивление бесполезно, собственноручно поджег замок и сгорел в нем вместе с верными воинами. Души сгоревших воинов превратились в белых голубок, которые со стоном носились над дымящимся пожарищем. Железные люди хотели построить свой замок на том же месте, но что им удавалось за день воздвигнуть, то голубки за ночь разрушали. Колдун посоветовал железным людям замуровать в стену деву, а не то им замка не построить. Однажды юрцане (жители селения Юрцаны) ворошили сено. Вдруг подходит незнакомец и спрашивает: не возьмется ли одна из девушек хранить ключи нового замка? Девушка по имени Мария, не подозревая ничего дурного, согласилась. Незнакомец увел Марию в свое жилище, там ее напоили вином и замуровали в башне замка. Девять дней и девять ночей слышались стоны девушки. Ночью птицы хотели снова, как всегда, снести стены замка, но испугались стонов, улетели и никогда больше не возвращались. Вскоре замок был достроен. Его назвали Марииным замком - Мариенбургом.
БАССКИЙ ЗАМОК
В седой древности на краю живописного оврага стоял Басский замок. Здесь беззаботно и в полном довольстве жили наши предки. Однажды темной осенней ночью, в самую полночь, кто-то постучался в ворота и попросился на ночлег. Сторож сердито ответил: “Ночью не впущу!” Уходя, незнакомец сказал: “Через год в это самое время замок провалится сквозь землю”. Утром рассказ сторожа всполошил обитателей замка. Судили они да рядили, что сделать, чтобы замок не провалился. Одни предлагали: “Поставим замок на прочные и высокие подпорки”. Другие советовали: “Соберем по селениям лен, совьем толстый и прочный канат и привяжем замок к тому большому дубу, который растет перед дверью”. Из всех советов был принят последний. Закипела работа: в ригах пылают печи, работницы мнут и треплют лен; вскоре двадцать берковцев отборного льна было доставлено в замок, и десять лучших веревочников сели вить веревки. Другие работники корчуют пни и гонят смолу, чтобы просмолить толстый канат. Вскоре все было готово. Замок привязали к большому дубу. Все в страхе и трепете ждали роковой ночи. Но, когда она настала, обитатели замка уснули крепким сном. Ровно в полночь раздался страшный грохот, люди пробудились, но было поздно: замок провалился сквозь землю. Толстый канат врезался в ствол дуба и оставил глубокую борозду. Этот дуб стоял там совсем еще недавно.
ЗАМОК НА БРУКНАССКОЙ ТОПИ
На том месте, где сейчас топь, в старину возвышался красивый, хорошо укрепленный замок. Им владел очень богатый король. У него была дочь по имени Спидола. Отец был человек богатый и знатный, а дочь - ведьма, да и только! Каждую ночь она бегала к чертям, в ад. Король про дочерние проделки ничего не знал, он свое родное дитя очень любил. Однажды поздним вечером к королю явились гости, и он пошел будить любимую дочку, а кровать пуста! Отец подумал, что Спидолу похитили, и созвал было войско, чтобы идти ее искать. Король стоял погруженный в думы, а тут пропел петух, и дочка вдруг объявилась. Отец спрашивает, где она была. Дочь, видя, что ее тайна раскрыта, повинилась и сказала: “Я, отец, связалась с чертями, мы хотим погубить всех твоих людей и уничтожить все, что принадлежит твоему народу”. Отец в сердцах произнес проклятье: “Исчезнуть бы с лица земли моему опозоренному замку!” Так и случилось: замок со всеми обитателями тотчас провалился сквозь землю.
Теперь на месте провалившегося замка простирается топь, поросшая кустарником и ягодниками.
Название замка было очень замысловатым, и его никто до сих пор не может отгадать. Кто угадает, станет владельцем замка, который снова поднимется из-под земли. Сотни лет миновали, но никто не отгадал названия.
ДАРЗНИЦСКАЯ ГОРА
Дарзницская гора находится примерно в версте от имения Виесиена. На месте этой горы когда-то горделиво высился замок. Но однажды черт ли или другой кто обрушил на замок гору. Долгое время ничего не случалось, но вот как-то шел той горой один местный житель. Он увидал дверь, зашел и очутился в богато убранных покоях, полных денег. Все это богатство сторожил седой старик, который приветливо встретил человека и даже позволил взять немного золота. Выпуская его, старик строго наказал никому о виденном не проболтаться. Человек долго молчал, но на второй год проболтался все-таки, да еще я людей сюда привел. Они все вошли, но старик на этот раз встретил их вовсе неприветливо. Он сказал: “Сейчас же все уходите! А ты, болтун, оставайся!” Ничего не помогло, пришлось ему навсегда остаться под землей, он оттуда больше не вышел.
На горе есть диковинный родничок, который никогда не показывается нескольким людям одновременно. Скажем, нашел человек родник, поставил заметку и побежал звать народ. А когда люди приходят, родника и след простыл! Куда он девается - неизвестно. А заметка - та стоит, где поставлена.
ДОБЕЛЬСКИЙ КЛАД
Что в Добельском замке хранится клад, знали все, но добыть его никто не мог, потому что клад охранял Добелниек. Однажды домой из Риги ехал старичок. По пути ему встретился молодой барин, просит: подвези! Не хотелось старичку везти его, потому что лошаденка была хилая. Но в конце концов он согласился. Едва молодой барин уселся в телегу, как кобылка пустилась по воздуху! Молодой барин говорит: “Давай выкрадем клад из Добельского замка. Сторожа нет дома. Ну, а если он меня поймает, ты мне подсоби”. Неподалеку от замка они остановили лошадь. Молодой барин пошел красть клад. Вскоре он вернулся с сундуком денег. На левом берегу реки Берзы их нагнал Добелниек и схватился с молодым барином. Старичок бросился на помощь, и вдвоем они одолели Добелниека. Молодой барин дал старику меру денег и спрашивает: “А ты знаешь, за что у нас в пути зацепилась ось?” Старик отвечает, что нет, мол, не знает. Тот говорит: “Ось зацепилась за колокольню Добельской церкви. Чуть бы сильнее зацепилась, то или ось сломалась бы, или колокольня опрокинулась”.
Старичок приехал домой и сунул деньги под кровать. Жена увидала и воскликнула: “Ты, видно, кого-то убил и ограбил!” Про деньги дознался барон. Призвал старичка в имение и спрашивает: “Откуда ты взял столько денег?” - “Где взял, там и заработал”, - отвечает старик. “Не заработал ты, а украл, - говорит барон, - я тебе этих денег не оставлю”. Всю ночь барона кто-то терзал, да так, что он чуть не помер. К его кровати подошел черный человек и говорит: “Я тебе покажу, как у старичка деньги отбирать! Они не твои, верни ему деньги утром, иначе не быть тебе в живых!” Утром барон вернул старичку деньги, а сам рад, что от мук избавился.
КАК БЫЛО УГАДАНО НАЗВАНИЕ ЗАМКА
Где нынче Дундагский замок, там прежде был топкий пригорок. Однажды мальчик пас вблизи пригорка свиней. Вдруг исчез черный боров - как в воду канул. Подумал было мальчик, что боров домой убежал, пошел посмотреть - нет борова. Долго мальчик искал - нет как нет. А под вечер боров сам вылез из потайной ямы у подножья пригорка. Так наелся, что даже стонет. Мальчик полез поглядеть - что там такое в яме? Залез, а это и не яма вовсе, а большая пещера. Тут и закрома, полные зерна, и кони, и коровы в хлевах, но все они - неживые. За хлевом - богатый замок. В комнатах за накрытыми столами сидит множество людей, но и они все неживые. На закате свинопас пригнал домой стадо и рассказал про все виденное домочадцам, но те мальчишку подняли на смех: “Болтун, языком треплет! Вздумал взрослым людям сказки рассказывать!” Ну, нет так нет! Махнул мальчик рукой и лег спать. А во сне ему привидился дряхлый старичок и говорит: “Слышь, мальчик, завтра, как пойдешь пасти свиней, залезь в ту пещеру да зайди в замок, да заберись в башню. Там два колокола. Позвони в те колокола и прислушайся хорошенько, что они будут вызванивать”.
Поднявшись с утра, мальчик никому из домашних про вчерашние чудеса больше и словом не обмолвился. Да по правде сказать, к чему болтовня? Расскажешь про сон - снова взрослые на смех поднимут. Очень нужно! Лучше тихонько погнать своих свиней да делать свое дело. Так вот, значит, забрался мальчик в башню, глядит: вверху и впрямь два колокола. Давай звонить. Прислушивается: один колокол как будто поет: “Дун! Дун!”, а другой: “Дан-га! Дан-га!” . .. “А ведь они поют Дун-данга, Дунданга!” - засмеялся мальчик. Только он вымолвил эти слова, как замок поднялся из-под земли, люди и животные ожили, но мальчик окаменел. Он, оказывается, угадал название замка, вот замок и поднялся из-под земли. А камень долго хранился на горе Пуйшу (Мальчиковая); народ и летом, и зимою там совершал жертвоприношение.
ЗЕЛЕНАЯ ДЕВА ДУНДАГСКОГО ЗАМКА
Прежде, в старину, владельцы Дундагского замка не имели права оставлять наследство дочерям. Если сыновей не было, то замок и прочее имущество переходили к какому-нибудь родичу мужского пола. И, словно бы назло, у владельцев Дундагского замка долгое время не было сыновей, одни только дочери. Очень господа горевали, что не могут свое добро оставить родным детям, а приходится отдавать чужим. И вот опять у Дундагского барона не то три, не то четыре дочери и ни одного сына. А сам уже в летах. Он от огорчения иной раз ночами и спать не мог. Однажды ночью опять задумался, что вот скоро помирать, а наследника нет. Не сиделось барону дома, он вышел в сад. Была полночь. Гулял он, гулял, вдруг, откуда ни возьмись, маленький гном. Спрашивает барона, почему он такой грустный, почему ночью не спит. Барон и расскажи гному про свою беду: сам-де стар, наследника нет, придется замок и все добро оставить чужим. Гном усмехнулся и говорит: “Невелика беда! Ты позволь нам, гномам, сыграть ночью свадьбу в твоем большом зале. Да смотри, чтобы никто не подглядывал, что мы делаем. Вот и будет у тебя сын”. Барон очень этому обрадовался и обещал, что никто не будет подглядывать. Вскоре наступила та ночь, когда гномам играть свадьбу. Барон заранее запер все двери и строго наказал, чтобы к большому залу никто и близко, не подходил. Все знали, что барон строг и если его ослушаться, то быть беде, поэтому подчинились приказу и никто не подглядывал, что в зале делается. Но у садовника была дочка, а у конюха - сын. Они всегда по ночам гуляли в саду. Гуляют-гуляют, видят; большой зал освещен так ярко, как никогда. Парень удерживал девушку, но она заупрямилась: ей непременно надо узнать, что там, в зале. Подобралась под окно, заглянула - как же! гномы свадьбу справляют. Все бы обошлось, но как раз в ту минуту, когда садовникова дочка заглянула в окно, один гном, подпрыгнув, поскользнулся и упал; девушку разобрал смех, и она расхохоталась во весь голос. Тотчас свет погас, и гномы разбежались кто куда. Только старый гном остался; он подошел к дочери садовника и сказал: “За то, что ты не могла удержаться и подглядывала, ходить тебе тут после смерти ночами, лишая всех покоя”. Сказав это, старый гном тоже исчез. Дочь садовника вскоре умерла. И, как гном сказал, так оно и исполнилось: садовникова дочка по ночам бродит по замку. На ней то же зеленое платье, которое она носила при жизни, вот почему ее и прозвали Зеленой девой.
А следующей ночью гном пришел к барону и говорит: “Ты не выполнил обещания. Не будет сына ни у тебя, ни у твоих потомков. Только тогда родится сын от твоих потомков, когда на камне у больших ворот поднимется березка высотою с колыбельную жердь”.
И впрямь - в тот самый день на камне около больших ворот проглянул березовый росток. Нынче он, говорят, изрядно подрос и, коли не обломил его кто, скоро, пожалуй, вытянется с колыбельную жердь. Вот только не знаю, не обломил ли кто березку?
Но если и не обломил ее никто, вряд ли еще какому-нибудь барону суждено владеть Дундагским замком.
ЗАМОК НА ВИСЕЛИЧНОЙ ГОРЕ В ЯУНПИЛСЕ
По одну сторону Виселичной горы в Яунпилсской волости когда-то стоял замок, а по другую сторону - виселица. Отверстие трубы этого замка я сам отыскал, когда был мальчуганом. Если в это отверстие кидали камень, то глубоко-глубоко внизу, под землей, глухо раздавалось - “бункш!” Когда-то в эту яму спустили мальчишку, чтобы он посмотрел, что там такое, но когда его вытащили, то оказалось, что он ослеп, оглох и онемел. Узнав об этом, барин - барон Рекис - пожелал измерить глубину отверстия. Он приказал связать множество веревок, привязать камень и опустить вниз. Уже раскрутили всю веревку да еще привязали длинный шест, камень опускался все ниже, но дна так и не коснулся. Тогда барон приказал рыть. Но, сколько бы работники за день ни выкопали, за ночь вся земля осыпалась обратно. Люди трудились, а дело ни с места! Барон приказал работать и днем и ночью. Рыли-рыли, откопали запертые железные ворота. Рекис пуще прежнего торопит работников. Но тут ему во сне явился барин еще посановитее его самого, хватает за глотку и говорит: “Если ты не прикажешь засыпать яму, то я тебя самого с твоим замком спущу в бездну. Ведь ты уже добрался до ворот моего замка, а если откопаешь весь замок, то он поднимется на место твоего, а твой замок провалится”. Услышав это, Рекис вскочил с постели, побежал на Виселичную гору и прогнал всех работников, а сам воротился домой только к завтраку. На другой день работники увидали, что гора снова стала такой, какой была раньше, только железные ворота остались там.
Когда моя мать, которая жила при Могучем Рекисе, была маленькой девочкой, эти ворота блестели, как золотые, но со временем позолота сошла, ворота потускнели, а теперь, говорят, они и вовсе исчезли. Но в мое время они там еще стояли. Моя мать прожила больше 115 лет. Все это она сама видела и пережила.
ЗАМОК ЯУНПИЛС
Предание гласит, что (старый) замок Яунпилс стоял на месте Виселичных гор, но провалился сквозь землю. Новое, или нынешнее, имение Яунпилс находится километрах в двух к северо-западу от этих гор. В каждую новогоднюю ночь какой-то голос спрашивает владельца Яунпилсского имения: “Яунпилс готов?” Владелец имения всегда отвечает: “Нет, не готов”. Старики рассказывают, что в имении каждый год возводилась какая-нибудь пристройка, но так, чтобы под Новый год она еще не была готова, - чтобы не пршплось отвечать, что Яунпилс готов: ведь люди верили, что тогда новый Яунпилс уйдет под землю, а на его место поднимется из-под земли старый Яунпилсский замок, который когда-то на Виселичных горах провалился сквозь землю.
ЛАСМУЙЖСКИЙ ЗАМОК
Около имения Ласмуйжа есть гора, поросшая деревьями и кустами. В старину на этой горе стоял замок. Однажды его окружили враги. Когда сопротивление стало невозможным, замок со всеми людьми ушел под землю.
Прошло много-много лет. Случилось как-то пастушке пасти на горе стадо. Она вязала чулок. Вдруг клубочек упал и исчез, словно сквозь землю провалился. Девушка удивилась, принялась искать, но клубка не нашла и потянула нить. Хотя нить и не порвалась, но поддалась с трудом. Видит девушка, что гора словно бы раздвинулась, а из-под земли вслед за нитью тянется вверх замок. Но тут девушку вспугнула старушка, которая принесла ей обед. Нитка оборвалась, и замок снова ушел под землю. Девушка вскоре заболела и умерла.
ДЕВИЧЬЯ ГОРА
Неподалеку от имения Д. находится древнее латышское городище, которое называют Девичьей горой. Это название пошло вот откуда.
В старые крепостные времена окрестными/ мызами владел жестокий барон. Однажды девушки трепали на мызе лен и говорили о бароне. Они его осуждали, предсказывая, что не видать ему рая, а висеть вниз головой в аду. Особенно две девушки распустили языки. Третья донесла обо всем барону, желая перед ним выслужиться. Барон так обозлился, что приказал старосте увести девушек на городище и повесить. Он долго не позволял снять повешенных: пусть покачаются на ветру! А потом велел похоронить их, на горе. Там и сейчас видны две осевшие могилки. С той поры городище называют Девичьей горой. Если в полночь идти мимо нее, то слышен крик петуха: это дух умерших девушек.
ЗАМОК, УШЕДШИЙ ПОД ЗЕМЛЮ
Неподалеку от города Яунелгавы расположены четыре невысоких холма, которые называют Городищами. На одном из них в былые времена высился замок. В нем обитал скупой богач. Из жадности он заключил договор с чертом, который обязался каждый год давать ему по три мешка золота, за это скупец обещал после смерти прислуживать черту в аду. Когда настал назначенный час и пришла пора скряге идти в ад, его одолел страх. Он набил карманы золотом и пустился бежать. Но; черт не хотел упускать свою добычу и бросился вдогонку. Чтобы задержать беглеца, черт швырнул ему под ноги большой камень. В том месте, где упал камень, образовалась глубокая яма. Она сразу наполнилась водой. Скупец, недоглядев, упал в воду. Он пытался выплыть, но золото в карманах потянуло его на дно. В тот же миг ушел под- землю и замок. На городище и по сей день видно место, где стоял замок: весь холм порос густым кустарником и только небольшая полянка посреди чащи свидетельствует о давно минувшем событии.
ГОРОДИЩЕ
В Вилянском уезде, между селениями Пилскалнс и Плюсково, есть небольшой пригорок, однако местные жители считают его высокой горой, потому что более высоких поблизости нет. Называют его Городищем и вот что про него рассказывают.
В древности тут стоял замок. Он провалился сквозь землю со всеми своими обитателями и с прекрасной принцессой. В недавнем прошлом человек по имени Рейгул (совсем недавно он еще был в живых) мог заходить в замок, когда ему вздумается, потому что у него хранился золотой ключ от замка. Там он мог пить и есть, что душе угодно, с собою же не смел брать ничего. Однажды он проворовался: ему приглянулся золотой топорик и, уходя, он прихватил его с собой. С той поры он больше никогда не мог попасть в замок. По сей день дремлет под землею этот замок со своей прекрасной принцессой, а у ее ног лежит лохматый черный пес.
КАК НА ПИЛТЫНЬСКОЙ ГОРЕ СТРОИЛСЯ ЗАМОК
За хутором Спрестиню Пакундзени, в лесной чаще, высится Пилтыньская гора, на которой когда-то стоял замок предводителя древних латышей. От замка остались только обломки кирпичей и камни. В народе бытует интересное предание.
Рыцарям во что бы то ни стало хотелось тоже возвести на Пилтыньской горе свой замок. Они расставили крестьян цепью от горы до кирпичного завода в имении Аугстрозе, которое находилось верстах в трех от горы. Крестьяне из рук в руки передавали кирпичи с завода на стройку. Не освободили даже кормящих матерей, им наравне с другими приходилось до поздней ночи простаивать в этой длинной цепи. У кого были мальчики, тем в полдень давали час времени, чтобы накормить младенца, а у кого девочки - тем только полчаса. Работники должны были пообедать за пятнадцать минут да еще успеть починить разодранные варежки. У кого не было варежек, те в кровь обдирали руки об острые края кирпичей. Надсмотрщики строго приглядывали за работниками. По спинам тех, кто не успевал за одну секунду передать кирпич дальше, гуляли палки, набивая синяки, да еще в наказание их заставляли работать по ночам.
Даже черт, живший в озере Лиелэзерс, не мог стерпеть такого издевательства над людьми. Он встал на сторону крестьян и послал ветер, который понес кирпичи с завода прямо на стройку, так что крестьяне могли перевести дух. Надсмотрщики ругались, что люди бездельничают, и хотели их проучить, но дубинки загуляли по их собственным спинам, избив дочерна. Стройка не спорилась. Что за день сложат, то черт за ночь разрушает, а потом как бросится в озеро со страшным ревом, так вода над ним черными кругами расходится! Самый подлый из рыцарей пытался выудить черта из озера, но его самого увлекло на дно, а ввысь хлынула огромная водяная струя. Рыцари струсили и от постройки замка отказались. Потопленный рыцарь еще и по сию пору морозными: зимними ночами стонет в озере, и тогда с громким треском ломается лед. Крестьяне говорят, что озеро не к добру стонет: злой рыцарь опять задумал какую-то каверзу.
О РЕЗЕКНЕНСКОМ ЗАМКЕ
В Резекненском замке когда-то жил король, у него были три дочери. Королю принадлежали также дворцы в Резне и в Лудзе. Король отказал каждой дочери по дворцу. Но резекненская принцесса полюбила музыканта, который играл на кокле подле замкового вала. Король, узнав об этом, заточил дочь в подземелье. Там она дремлет, сидя на сундуке, полном золота. С обеих сторон ее охраняют свирепые псы. Такой же пес сторожит и вход в подземелье. Тот, кто одолеет псов, разбудит и освободит принцессу. Некоторые смельчаки пытались это сделать, но никому не удалось. Так принцесса и сидит в ожидании до сих пор. Раз в год принцессе дозволено покидать подземелье, и она прогуливается вдоль реки Резекне. Потом снова целый год дремлет.
РАЗВАЛИНЫ РЕЗЕКНЕНСКОГО ЗАМКА
В Резекне жил сапожник. Однажды, когда он шел мимо развалин замка, оттуда вышла прекрасная дева и заговорила с ним. Сапожник, спрашивает, откуда она и кто такая. Дева отвечает, что она владелица замка и над ней тяготеет проклятье - навеки оставаться в развалинах. Сапожник спрашивает: нельзя ли ее вызволить. “Да, - говорит она, - спасти меня можно”. - “А кто и как тебя может спасти?” - спрашивает сапожник. Дева отвечает: “Ты и сам мог бы спасти, но прежде тебе надо сходить к исповеди и получить отпущение грехов, а в пасхальное утро жди меня здесь, возле развалин. Накинь мне на шею четки и держи меня крепко-накрепко, потому что я буду обращаться и в зверей, и в чудовища. Но ты не пугайся и не отпускай меня: если испугаешься и отпустишь, то мне придется на веки вечные оставаться запертой в горе”. Они вошли в гору, а там был богатый замок с роскошно убранными покоями, полными всякого добра. Дева дала сапожнику денег, чтобы он подкрепился к решающему дню. Вот и стал сапожник что ни вечер гулять мимо развалин, и всегда к нему выходила прекрасная дева. Каждый вечер он получал от нее деньги и почти забросил свое ремесло, потому что и так мог прожить.
Настал назначенный день, когда должна была решиться судьба девы: то ли ей вырваться на волю, то ли навеки исчезнуть с этого света. Сапожник сделал все, как ему было сказано, и пришел к развалинам. Вышла дева, прекрасная и нарядно одетая. Гуляют они вдоль развалин, и дева подбадривает его, чтобы не струсил. Но вот она говорит: “Держи меня! Настал решающий час!” Сапожник набросил ей на шею четки и держит ее. Дева вдруг начала превращаться то в змею, то в черта, то во всяких чудовищных и уродливых зверей. Сапожник не стерпел, на него напал такой страх, что рука дрогнула и он отпустил деву. Она удалилась, плача и причитая, а его с такой силой швырнуло о развалины, что перебило обе ноги. На всю жизнь сапожник остался калекой из-за своей непомерной жадности: ведь хотел он вовсе не деву спасти, а заполучить замок и деньги.
ЗАМОК НА ОЗЕРЕ СПАРНЮ
Возле озера Спарню, которое, как рассказывают, прилетело сюда по воздуху, есть гора. В старину на ней стоял красивый и богатый замок. Но однажды ночью он исчез, ушел в землю. Утром на вершине горы не оказалось ничего, кроме двух небольших ям, которые постоянно дымились. Народ толпами повалил на дивную гору: кто швырял в ямы камни, кто лил туда воду, чтобы загасить огонь; а кто-то спустил в яму белого гуся, который, с подпаленными крыльями, выплыл в озеро. Наконец надумали рыть. Но - вот так чудеса! - что за день выкопают, то ночью осыпается обратно. Решили рыть весь день и всю ночь и докопались до крепких медных ворот. На них висела длинная и толстая медная плеть. Все дивятся на ворота и на плеть, не замечая даже, что за их спинами кровожадные волки рвут на части и пожирают лошадей, на которых возили землю. Зеваки только тогда спохватились, когда последний серко, отбиваясь от хищников, переломил оглоблю. Рассерженные люди, негодуя, бросились на волков, но тут - бух! - вся вырытая земля вмиг обрушилась в яму. С той поры никто не осмеливался не то что рыть ямы на этой горе, но даже и гулять по ней.
Позднее, когда уже начали забывать, как провалился замок и как его откапывали, одна девочка решилась все-таки в самый полдень пройти той горой: хозяйка послала ее к соседям за ножницами для стрижки овец. Ну и перепугалась же бедняжка, увидев, что навстречу ей идет писаной красоты дева! “Куда, сиротка, торопишься?” - ласково улыбаясь, обратилась к ней дева. Узнав, за чем девочка послана, ласковая дева сказала: “Ты посиди, сиротка, отдохни, а ножницы я тебе достану”. Вскоре дева вернулась, протянула девочке ножницы и говорит: “Вот тебе, голубушка, мой подарок”. С этими словами она исчезла, словно в воду канула. Хозяйка, не поверив рассказу девочки, послала служанку на соседский хутор - узнать, кому соседка дала ножницы. Но соседка клялась и божилась, что ни девочки, ни девы в глаза не видывала да и ножниц никому не давала.
В другой раз вельможи, съехавшись пировать в Иле, просто так, для развлечения, пошли на озеро рыбачить. Дважды закинули сеть - даже ершонка не выудили. Нетерпеливые вельможи начали бранить крестьян-рыболовов. В третий раз сеть была такой тяжелой, что ее еле-еле вытянули. Она была полна рыбы, да еще в ней оказался золотой сундук со связкой ключей в замочной скважине. Рыбу из сети выбрали с легкостью, но золотой сундук никак не вытащить! Наконец вельможи посулили отдать все, что окажется в сундуке, если крестьяне вытянут его на берег. Крестьяне, выбиваясь из сил, с трудом вытащили сундук. Когда его отомкнули, все вокруг засияло алмазами и золотом. Но вельможи отказались дать крестьянам обещанное, говоря: “Это барское добро! Это барское добро!” - и сундук тяжело плюхнулся обратно в озеро.
ТУКУМСКИЙ ЗАМОК
В древности на Тукумской горе стоял замок, но однажды ночью он, ушел под землю со всеми своими обитателями. В том месте, где замок провалился, осталась в земле изрядная дыра. Отыскался смельчак, который за пожизненный хлеб согласился спуститься в дыру. Спустился и увидал на дне красивые золотые ворота. Когда он их отворил, все вокруг засверкало и заблистало золотом, серебром и алмазами. Невдалеке от первых ворот оказались вторые. Отворив их, он очутился в таком же мире, как и на поверхности земли. Народу там видимо-невидимо, все ходят, трудятся. Вскоре эти подземные люди подошли к нему и велели убираться прочь. Он не послушался, но они повторили: уходи, мол, а не то тебе худо будет! Человек дернул веревку и выкарабкался обратно на этот свет. Начали копать землю, чтобы докопаться до драгоценностей, но что за день выкопают, то за ночь ссыпалось обратно.
Вблизи той горы и по сей день нечисто. Один работник, возвращаясь в полночь домой из Тукумса, увидал на склоне горы яркий огонек. У огня грелся старик. Работник поздоровался, но тот не ответил. Работник раскурил трубку и так и сяк заводит со стариком разговор. А старик сидит себе, как немой. “С таким злым человеком и говорить неохота!” - сказал обиженный работник и ушел. Но на другое утро - вот чудеса! - в его трубке не зола, а дукаты.
Как-то раз одному хозяину приснилось, что близ той горы, в таком-то месте, под таким-то камнем, закопаны деньги. Хозяин над сновидением только посмеялся. Однако следующей ночью его разбудил белый гном и твердит: пойди, мол, завтра в полдень к тому камню и откопай деньги! Уходя, гном наказал, чтобы человек ничего не пугался, тогда деньги верные. Хозяин взял с собой брата и пошел. Малость копнули, вдруг лопата заскрежетала, ударившись о котел с деньгами. Стали тащить из земли тяжелый котел, даже не заметив на радостях у себя за спиной огромного черного медведя, закованного в тяжелые железные цепи. Медведь оскалился, вот-вот раздерет их в клочья. Увидав медведя, оба перепугались, и котел, бренча деньгами, снова ушел в землю. На долго ли? Кто знает!
ТУКУМСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Когда-то на Тукумской горе стоял замок. Недалеко от замка был источник. Каждый вечер сюда ходила по воду женщина. Однажды зачерпнув воды, она увидала, что из замка вышла женщина, одетая в черное, и направляется прямо к ней. Женщина в черном подошла и спрашивает: “Не согласишься ли ты по вечерам приходить в замок и выполнять все, что я велю? Но об этом никому нельзя рассказывать”. Женщина согласилась. Долгое время все шло хорошо, без перемен. Но однажды уборщице так сильно захотелось хоть кому-нибудь про все это рассказать, что она, не стерпев, все выболтала мужу. Едва она проговорилась, как оба они с мужем превратились в камни, а роскошный замок ушел под землю.
Говорят, что даже теперь, если вечером пройти там, где когда-то стоял замок, то слышны тихие стоны его обитателей.
ПРО ЛЕСТЕНСКУЮ ЦЕРКОВЬ
Лестенская церковь воздвигнута давным-давно. Строить ее было очень трудно, потому что мешала нечистая сила: что каменщики за день сложат, то злой дух за ночь разрушит. Стали в народе поговаривать, что надо бы замуровать в стену человека, может, злой дух тогда от церкви отступится. Вот однажды после воскресной проповеди пастор велел всем мужчинам бросить в кучу шапки, а женщинам - головные платки. Из этой кучи пастор выбрал одну шапку и один платок и сказал: тех, кому они принадлежат, надо замуровать в церковную стену. Шапка была каменщика, а платок - одной девушки. Их заковали в цепи и замуровали в стену, как раз против алтаря.
ДРЕВНЯЯ ГРОБНИЦА
В Бучауской волости возле хутора Вирдиени находится древняя гробница; предание гласит, что она поставлена около тысячи лет тому назад после братоубийственной войны. Однажды утром два латышских полка вышли навстречу врагу. Был густой туман. Из-за тумана один из полков оторвался и ушел намного вперед, но врага не встретил. Воины подумали, что враг, наверно, незамеченным прошел мимо них, и повернули. Подошли к месту, где теперь хутор Вирдиени. Тогда там рос кустарник. Туман был все такой же густой. И вот столкнулись оба братских полка. Они не узнали друг друга в густом тумане и вступили в бой. Братья храбро сражались друг против друга. Когда наконец рассеялся туман, с каждой стороны осталось в живых всего по несколько человек. Братья увидели, какая стряслась великая беда, но ее уже ничем нельзя было исправить - убитые лежали навалом. Вся земля вокруг стала красной от пролитой крови, на много верст реками текла братская кровь. Живые похоронили своих братьев и разошлись в разные стороны, чтобы никогда больше не встречаться. Враг без боя захватил их селения и имущество, а людей, которые остались в живых, обратил в рабство.
САКСОНСКОЕ БОЛОТО
Саксонское болото - историческое место, находится оно в Сникерской волости Елгавского уезда, ближайшая станция - Бене. Если ехать по шоссе в сторону имения Спикере, то верстах в трех от Бене начинается луг, называемый Лапе. Этот заболоченный луг тянется несколько верст и лежит посреди Саксонского болота. Предание о том, почему оно так называется, я слышал от стариков.
Однажды разразилась война между латышами и саксонцами, ими в то время правила королева, ужасная женщина. Очень воинственная, сильная и жестокая. Ну, в тот раз, значит, латышей разбили. Они разбежались кто куда - одни в леса, другие по оврагам. А саксонцы ходили по хуторам и убивали людей. Сама предводительница тоже ходила из дома в дом - кто ей в лапы попадется, тому в живых не быть! У королевы был огромный седой жеребец; никто, кроме ее самой, к нему и подступиться не смел. Вот однажды скачет она в дождливый и студеный осенний день, очень продрогла. Въехала на хутор, а там как раз батрак растапливал ригу. Батрак услышал стук копыт и с перепугу залез на печь. Саксонская королева подъехала к риге, привязала коня, заходит. Села к печи греться. Батрак со страху трясется, сойти с печи не смеет: знает, что в живых не быть. Но рига полна дыма, батрак не стерпел, начал чихать. Она греется и покрикивает: “Шкиц! Шкиц!” - думает, что чихает кошка. Батрак, задыхаясь в дыму, схватил полено и швырнул королеве в голову. Та упала. Он соскочил с печи, выхватил саблю и заколол королеву. Конь, дожидаясь наездницы, забеспокоился, ржет, копытами землю роет. Хуторяне испугались, как бы саксонцы не услышали, взяли да и прикончили жеребца. Недалеко от хутора в лесу было болото, там и захоронили саксонскую королеву и ее коня.
Много ходит преданий о привидениях в Саксонском болоте. Там, говорят, бой был между латышами и саксонцами. В болоте можно и древние сабли найти и другое военное снаряжение.
КАК ПЕТР СПАС РИГУ
Это было тогда, когда шведы, воюя с русскими, захватили Ригу. Петр оделся нищим и, -никем не узнанный, отправился в город, на разведку. Он проголодался и пошел искать пищу. Идет вдоль шведских пороховых складов, осматривается. Заглянул в окно и видит, что возле порохового склада горит свеча: шведы готовились покинуть Ригу и поставили горящую свечу для того, чтобы от нее взорвался порох и разрушил Ригу. Нужно бы Петру спешить к своему войску, но ведь и подкрепиться тоже надо, вот Петр и зашел на кухню. Кухарка, приметив, что под убогим отрепьем нищего словно звезды мерцают, догадалась, что он, наверно, царь, и пошла рассказать шведскому полководцу. Шведы бросились искать Петра. Но он уже вышел из кухни и, увидав на тележке мусорный ящик, залез в него, чтобы вместе с мусором и его вывезли из Риги. Петра вывезли, а шведы ищут его по всему городу! Петр поспешил к русскому войску и повел его на Ригу. Прежде всего он поскакал туда, где горела свеча. Она почти догорела, и огонь уже подбирался, к пороху. Петр успел погасить свечу и спас Ригу от разрушения.
Когда Петр во главе войска мчался верхом, чтобы погасить свечу, то у коня отлетела подкова. Петр скакал так быстро, что подкова взлетела кверху и через окно попала в комнату на третьем этаже.
ПРО СЕВЕРНУЮ ВОЙНУ
Во многих преданиях земляной вал в Умургской волости связывают с событиями Северной войны. О сражении у этого вала предание гласит, что наиболее жестоким оно было между имением Калнмуйжа и корчмой Ажа (кроме шведских солдат на защиту калнмуйжских укреплений были поставлены крестьяне из окрестностей Лимбажи и Вайнижи). О том, что здесь шла яростная битва, свидетельствует большая братская могила русских воинов за корчмой Ажа. Последний бой тут разыгрался, когда с моря надвигалась гроза; шведы решили этим воспользоваться и двинули на русских все свои силы. Попав в критическое положение и не предвидя ничего доброго, русские ссыпали все свое золото и серебро в большой глиняный горшок, который зарыли в бруствер. Гроза (по некоторым рассказам, после грозы был град) прошла над полем боя и, повернув обратно к морю, ударила в лицо шведам таким ливнем, что вынудила их бежать. Русские, видя, что шведы бегут, пустились в погоню, на радостях позабыв о зарытом горшке с деньгами. Этот клад и по сей день хранится в земляном вале, надежно оберегаемый павшими в бою русскими воинами.
Каждому, кто уснет неподалеку от зарытого клада, во сне является русский солдат, приказывая уйти. К тому же люди, которые во сне говорили с русским солдатом, очень скоро забывают, где они спали.
Однажды рядом с кладом спал нищий. Во сне ему явился русский генерал. Он сказал, что как раз в том месте, где нищий спит, зарыт клад, и разрешил его откопать. Нищий проснулся и побежал к соседям за лопатой. Никто не дал ему лопаты. От быстрого бега нищий переутомился и умер. Так что зарытый клад и сегодня еще хранится в защитном вале русских солдат.
БЕДЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Две беды в прежние времена сопутствовали войне - мародеры и чума, от которых трудно было уберечься. Мародеры шли впереди вражеского войска, разоряли хутора, убивали скот, сжигали постройки. Народ спасался от них в болотах и лесах. Иногда мародеры, скинув солдатскую одежду, переодевались женщинами, чтобы легче подступиться к людям. А после войны всегда являлась Чума, верзила в черном платье. Иногда Чума принимала обличье животного. Кто отвечал на ее вопросы или, по неразумению, сам с нею заговаривал, тому пощады не было, и он на третий день умирал.
ЧУМА
Чуму, страшась смерти, перевез через Даугаву лодочник. Чума подошла к Даугаве с толстой книгой под мышкой, в которой значились имена всех, кому на роду написано умереть от чумы. Подойдя к первому перевозчику, Чума назвалась и попросила переправить ее на другой берег. Но лодочник был смелым человеком, не знал страха и отказался: не станет он такую беду переправлять на другой берег! Тут второй лодочник, который очень страшился смерти, подошел и говорит Чуме: если, мол, ему умирать не придется, то он согласен переправить Чуму через Даугаву. Чума, не будь дурой, прыг в лодку и говорит: “Греби на ту сторону, а уж в книге-то я погляжу!” Лодочник, думая, что они обо всем договорились, перевез Чуму. Оказавшись на другом берегу, Чума, как обещала, раскрыла книгу, поглядела и, пожав плечами, говорит перевозчику: “Ничего не поделаешь, дружище! Придется тебе помирать”. Лодочник отчаянно закричал и заплакал, а Чума ему говорит: “Не бойся: в благодарность за услугу, я пошлю тебе легкую смерть”.
ЖЕСТОКИЙ ГРОТУЗИС
Лет сто тому назад жил в Будбергском замке Гротузис. Он был очень жестоким человеком и избивал своих людей за малейшее ослушание. На берегу реки и по сей день бьет родничок, который зимой не замерзает, а летом не иссякает. Однажды Гротузис запряг в коляску девушек и поехал к роднику напиться. Напился и погнал их в гору, нарочно по самому крутому склону. Вечером снова запряг девушек, велит катать себя по парку. Измотал девушек вконец. Крепостные проклинали Гротузиса, предсказывая ему недобрый конец. Так и получилось.
Вот Гротузис заболел. Не спалось ему ночами. Бегает из комнаты в комнату и кричит: “Спасите!” - мол, давит его и душит. В ночь, когда ему помирать, вдруг как завопит в девять голосов! Дворовые люди разбежались кто куда. В замке стук, грохот, вой. Только после полуночи утихло. Но в замок войти никто не осмеливается.
Зашли утром, видят: окна распахнуты, двери полуоткрыты, кровати, столы и стулья опрокинуты. Гротузис лежит посреди зала врастяжку, закатив глаза. Уложили его в гроб. Но лишь только пробило полночь - Гротузис завопил, забегал по замку. Так повторялось много ночей подряд. Труп Гротузиса скрутили веревками, крышку гроба заколотили. Унесли гроб в склеп, к прочим покойникам. В Будбергском склепе и сейчас лежит этот скелет, крепко скрученный толстой веревкой.
ЛЕСТЕНСКИЕ ГОСПОДА - ОБОРОТНИ
В имении Лестене жил барон, у него было семеро сыновей. В народе их считали оборотнями. Случилось как-то истопнику поздним вечером топить ригу. И взбрело ему на ум нагрести в мешочек ржицы: темно, никто не увидит! Задумано - сделано. А домой ему ехать через кустарник. Вдруг - волки в кустах: один матерый, семь поменьше. Окружили истопника, не пускают, и все тут! Пришлось вернуться и высыпать рожь. Только тогда и смог проехать.
БЕССЕРДЕЧНЫЙ ВИЙЦИЕМСКИЙ БАРОН
Имение Вийциемс находилось там, где ныне расположено кладбище. Владел имением барон Вольф. Ко всем праздникам барон задавал крепостным девушкам урок - напрясть столько-то тонкой пряжи. Девушек, которые не справлялись с уроком, в день рождения барона приводили в имение, привязывали за руки к столбам перед замком и обливали руки маслом. Барон созывал своих гостей, окрестных господ, а палачам приказывал поджечь руки девушек. Еще и до сих пор в определенные ночи на кладбище под ольхою светятся огоньки.
Слух о жестокости барона Вольфа дошел до царя Александра. Однажды, в день рождения барона, царь приехал в Валку и пешком пошел в Вийциемс. На берегу реки Гауи царь зашел в корчму выпить пива. Но в дни рождения барона входить в имение не разрешалось ни крестьянам, ни прохожим, а только гостям. Поэтому корчмарь доложил о незнакомце. Барон послал слуг взять прохожего. Слуги схватили царя и бросили в темницу, а из окна темницы был виден замковый двор. Когда палач собрался факелом поджечь девичьи руки, царь выбил окно темницы и стал кричать. Барон велел привести царя и спрашивает, кто он такой. Царь показал свои бумаги и приказал освободить девушек, а барона он наказал. С тех пор в имении девушек больше не пытали.
ЛОБНЫЕ МЕСТА
Как и везде в старину, возле алойской церкви стоял позорный столб. Здесь пороли провинившихся крестьян. А иногда у позорного столба и вешали. Три воскресения подряд во время богослужений осужденный на смерть должен был в красном колпаке сидеть на позорном стуле. В последнее воскресенье его вешали при всем народе.
Некоторых осужденных казнили на Лобной горе, неподалеку от церкви. В назначенный день из Риги приезжал палач. Он скрывался в горной пещере, которую в день казни украшали зеленью. Осужденного подводили к пещере; взмах меча - и голова слетала с плеч. Народ никогда не видел палача, а только его красную мантию. Пока не увезут труп и не разойдутся люди, палач прятался, потом уезжал в собственной повозке.
Однажды к повешению присудили бедняка. В назначенный день, после богослужения, его вывели из церкви к позорному столбу. Он, будучи набожным человеком, попросил разрешения помолиться богу. Ему разрешили. Пока он молился, собрались грозовые тучи и полил ливень. Молния ударила в позорный столб. Осужденного отпустили на волю. Позорный столб с тех пор не восстанавливали и людей больше так не наказывали.
ЛОБНАЯ ГОРА
Возле Альшванги находится Лобная гора. Существует предание о ней.
Шверин был господином с крутым нравом и за любой пустяк бил своих людей. Он ввел католическую веру и прогнал лютеран, поэтому у него появились враги как среди господ, так и среди крестьян. Несколько отважных юношей решили убить господина, но, но неизвестным причинам, им это не удалось. Узнав об этом, господин велел привести смельчаков и спросил, кто осмелился восстать против него. Наступила мертвая тишина. Наконец отозвались двое юношей: “Это мы!” Господин приказал отрубить им головы на Лобной горе. Одна из отрубленных голов трижды подскочила, восклицая: “Несправедливо!” Казненных здесь же и похоронили. На могильном холмике выросли две березы, а в их ветвях виднелись человеческие лица.
На вершине горы и сейчас растет несколько свилеватых корявых березок. Вот эти-то свили, вероятно, и породили в народной фантазии предание о лицах казненных людей.
САЛАСПИЛССКАЯ ВИСЕЛИЧНАЯ ГОРА
Имение Саласпилс находится в Видземе, на берегу Даугавы, в 16 верстах от Риги. Хотя Даугава вообще-то считается границей между Видземе и Курземе, но Саласпилсскому имению принадлежало около 2000 пурных мест земли на Курземском берегу Даугавы. Вот на этом-то участке и находится Виселичная гора. Когда-то имением владели жестокие господа, которые за малейшую провинность безжалостно расправлялись с крестьянами. Однажды у госпожи затерялся шелковый платок. Поискав немного и не найдя платка, она обвинила одну из дворовых девушек в краже. Та не призналась и не вернула платка, поэтому ее присудили к повешению. В двух верстах от имения, на пригорке, соорудили виселицу и повесили молодую девушку. Но едва душа ее покинула тело, как примчался всадник с известием, что госпожа нашла свой платок: сама куда-то его сунула. Из-за этого случая пригорок на веки вечные получил мрачное название Виселичной горы.
Этот пригорок примечателен еще и тем, что в 1812 году здесь был военный лагерь.
ЛОБНАЯ ГОРКА
Недалеко от имения Зутени находится горка, которую называют Лобной. На ней в прежние времена казнили людей.
Когда-то в здешней волости был аптекарь-немец, большой охотник до девушек. Одна крестьянская девушка родила от него ребенка и пришла просить помощи. Немец выхватил из ее рук ребенка и ударом сапога прикончил его. А сам скрылся. Девушку обвинили в убийстве: никто не верил, что ребенка загубила не она. Из Кулдиги вызвали палачей. На горке, под виселицей, девушку избили до крови, только на лбу и на коленях осталась неповрежденная кожа. А в те времена был такой закон: если юноша наденет на девушку свою шапку, то есть пожелает на ней жениться, - то казнь отменяется. Молоденький - лет пятнадцати - мальчик подошел и надел на избитую девушку свою шапку, потому что пожалел ее. Девушка, однако, отказалась за него выходить: ведь он еще дитя, не понимает, что делает! Девушка долго хворала, думали - не выживет, но она все-таки оправилась.
КРАСНЫЕ ПРИЗРАКИ
Неподалеку от литовской границы течет по лесу речка, которая местами не только широка, но и глубока. Возле мостика, называемого Чертовым, речка образует нечто вроде большого пруда с отвесными берегами. Через мостик ведет полузаросшая дорога, по которой мало кто ходит. Дело в том, что мостик проклят - там водится нечисть. Вот и остерегаются люди по нему ходить или ездить. А если кто и отважится, то прибегает бледный, дрожащий. Только то и может сказать, что в лунном свете красные призраки по мосту мелькают.
Правда это или нет - как знать! Но не было никого, кто бы не видал этих призраков: хоть один да перебежит дорогу. А в безлунные ночи там блуждают огоньки, вроде волчьих глаз.
В старину на этом мосту допрашивали тех, кто, провинившись перед помещиком, отрицал свою вину. Крестьянину скручивали руки за спину и на веревке опускали его в воду. Если несчастный тонул, то его признавали невиновным. А если не тонул, значит - виноват! На волю таких не отпускали, а куда они девались - никто не знал. Много-много потоплено там невинных людей! Если некому было помолиться за утопленников, то слеталось множество сов. Пытки и крики людей сопровождались жуткими стонами сов. Это было так страшно, что далее палачи не могли больше выносить стонов, сверкания совьих и волчьих глаз и перестали пытать здесь людей.
Когда в последний раз сюда вели казнить человека, как раз речка вышла из берегов и деревья стояли в воде по самые ветви. Уже издалека палачи услышали ужасный крик сов и воронья. Они остановились и хотели повернуть назад, но управляющий пригрозил их самих утопить за ослушание. Все бы обошлось, но едва крестьянина опустили в воду, как совы со страшным криком накинулись на управляющего и выклевали ему глаза. Все в страхе разбежались, остался только староста: веревка, которую он держал, обвилась вокруг его рук и он не мог высвободиться. Совы так его истерзали, что, когда он наконец добрался до дому, его и узнать нельзя было. Он в ту же ночь умер в страшных муках, не вымолвив ни слова.
А веревка зацепилась за сук, и, когда вода спала, утопленник повис на дереве. Случайно проходила мимо девушка. Увидев утопленника, висящего на дереве, она потеряла рассудок.
В лесу развелось много лис и волков, которые искали мертвечину. Сумасшедшая девушка целыми днями бегала по лесу и нередко приходила к мосту. Однажды ее почуяли волки, спасаясь от них, девушка прыгнула в омут, где темная вода, тихо кружась, колышет белые водяные лилии…
Красные призраки, вероятно, не что иное, как лисы, которые шныряют ночами. Однако мост и по сей день называют Чертовым, веря, что по нему бродят души замученных здесь людей.
Не выдержала
немного не по теме, но может быть и интересно.
Предания и легенды латышей, много есть о замках.
Очень большой объем
Предания и легенды латышей, много есть о замках.
Очень большой объем