По ссылке все скачивается. Для интересующихся качеством перевода -1-ая часть с сайта
ARMOUR FROM THE
BATTLE
OF WISBY
Bengt Thordeman
Идея -Skiffi
Перевод -Bernard
Верстка -Yrmegard
Перевод сделан в ознакомительных целях.
Все авторские пра а принадлежат The Chivalry Bookshelf
http://www.chivalrybookshelf.com/.
Любое коммерческое использование запрещено.
При цитировании в публикациях источника в данном пере оде
обязательно указывать "в перев.Бернарда".При цитировании в форумах,
чатах и т.п.ссылку на переводчика можно не указывать.
Читать
История СОР.
Ранний средневековый доспех.
Корпусный доспех в Западной Европе в начале Средних веков представлял собой хауберг,обычно длиной до колен,кольчужный или из пластинок,которые
могли быть круглые,квадратные,или намного реже многоугольные.Подобный
пластинчатый доспех существовал в 8 веке (рис.286),особенно популярен был в 12,некоторые разновидности добрались и до 13-14 веков (рис.287,312,стр.301).Поскольку наши основные знания о доспеха
базируются на материалах надгробий,мы не беремся определить,из чего именно делались пластинки:из металла,кожи,кости или рога. В любом случае,есть определенная связь с оригинальным древним азиатским доспехом, о котором мы говорили выше (рис.276),и который был представлен Европе скифами.В Византийской империи могла существовать
похожая конструкция доспеха,и вообще,в Восточной Европе такими доспехами
пользовались дольше,чем в Западной.К концу 12 века поверх хауберга стали носить сюрко (рис.303),которое сначала было ниже колен,но потом его сильно укоротили (рис. 307,312),в таком виде оно существовало до
конца 14 века,пока совсем не вышло из употребления.Есть мнение,что сюрко было придумано крестоносцами,чтобы предотвратить металл доспеха от нагревания на солнце,а также оградить его от влаги и ржавчины.Первые образцы пластинчатого доспеха скрывались под сюрко,а в течение
двух последующих столетий,пластинчатый доспех превратился в «белый доспех » 15 века.До тех пор,пока у нас не появились существенные результаты раскопок доспехов,бывши в употреблении в 1360 году,при Визби,мы были весьма стеснены в информации о доспехах того времени.
Мы видели только наружную сторону доспеха и не знали ни деталей,ни особенностей конструкции.
Усиленное сюрко 13 века.
Самые ранние следы появления металлического доспеха под сюрко – скульптура св. Маврикия (st.Maurice)в Магдебурге,датируемая 1250г.(рис.288),о котором уже упоминали (стр.221,рис.202).Скульптура изображает воина,одетого в кольчужный коиф и хауберг.Сверху на
нем надето сюрко,состоящее из задней и передней части с вырезом для
головы.От передней части отходят по бокам две широкие полосы и сходятся сзади,как пояс (рис.289).Аналогичное сюрко, развитие типа «пончо »
носят солдаты на Пасхальной композиции в Мюнстере в Констанце
(Easter sepulchre in the Munster in Constance),датируемой концом того же столетия.столетия.Доспех св.Маврикия интересен тем,что поперек сюрко мы видим два ряда заклепок,которые можно объяснить только тем,что ими крепится металлическое усиление изнутри сюрко.Также,около ворота
коифа на каждой стороне есть по три заклепки,указывающие на то,что на груди тоже металлическая защита.Так как нижний ряд заклепок не может удержать горизонтальную полосу металла,то предположим,что заклепки нижнего и верхнего ряда удерживают концы вертикальны полос подобно Визби №2.Заклепки нижнего и верхнего ряда не всегда соответствуют друг другу,но это можно объяснить погрешностью скульптора.
Предположение,что доспе св.Маврикия состоит из вертикальны полос,
подтвердилось находкой,датируемой на несколько десятилетий позже.Этот доспех был исследован П.Постом (P.Post),который датировал его 1280г.Доспех надет на спящем воине из композиции Воскрешения Христова в монастыре Виенхаузен (Resurrection of Christ from the convent of Wienhausen,now in the Provinzialmuseum in Hanover),сейчас его
можно увидеть в музее Ганновера (рис.290).Здесь также изображено сюрко ниже колен,усиленное металлом,и это очень хорошо заметно,потому что видны не только заклепки, но и пластины,показанные цветом с наружной стороны ткани.Доспех состоит из передней части (заднюю мы не видим),где хорошо заметны три ряда наложенны внахлест вертикальных пластин,приклепанны к основе одной или двумя заклепками вверху и
внизу.По сравнению с доспехом св.Маврикия,здесь все платины различимы по
отдельности и на некоторы разное количество заклепок вверху и внизу.
Доспех из Виенхаузена очень похож на Визби №4.Интересно,что это первый в
Западной Европе СОР,причем в полностью законченной форме,которая сохранится и столетием позже,доспех из Магдебурга с расположением брони в виде пояса также относится к весьма продвинутому типу. Конструкция,которая с первого появления имеет логически завершенную форму,вряд ли является продуктом спонтанной эволюции,более вероятно,что нам неизвестно несколько промежуточных звеньев.С другой стороны,тот факт,что металл закреплен на сюрко,которое долгое время принадлежало к западному доспеху и использовалось как с усилением,так и без него,показывает,что СОР не является заимствованием другой формы доспеха.
Происхождение СОР.
Спорный вопрос,является ли конструкция СОР развитием древнего
пластинчатого доспеха (рис.287),который дожил до 13 века,и вышел из моды с появлением СОР.СОР,в принципе,это пластинчатый доспех,вывернутый
наизнанку.Вероятно ли,что металлический доспе был перенесен с наружной стороны сюрко на внутреннюю?Конечно,сюрко обычно носили поверх кольчужного хауберга,но известны и примеры пластинчатого доспеха,надетого под сюрко (рис.307).Тем не менее,это просто
теоретическое предположение,которое пока не только не подтверждено находками,но и противоречит им.Если СОР берет начало с
пластинчатого доспеха,можно ожидать,что первые экземпляры состояли бы из большого количества мелки пластин,но доспехи из Магдебурга и Виенхаузена,а также рассмотренные нами доспехи из Визби (стр.
224)показывают,что пластины на ранних СОР были достаточно крупные и изначально просматриваются две линии развития:с одной стороны,к увеличению пластин,с другой –к уменьшению пластин и увеличению и
количества.Для дальнейшего развития пластинчатого доспеха такое нехарактерно.
Вероятно,что конструкция СОР заимствована из-за пределов Европы.
И Чарльз Баттин (Charles Buttin),и Е.А.Гесслер (E.A.Gessler)предполагают,что конструкция СОР заимствована странами,лежащими севернее Альп из Италии.Гесслер основывается на том факте,что такой доспех упоминается в дву итальянски документах:флорентийском военном приказе 1259-60гг и военном договоре из города Масса (недалеко от Каррары)1267 г.Следует заметить,что оба исследователя на то время еще не знали о доспеха из Магдебурга и Виенхаузена,а итальянские
документы повествуют,по словам Гесслера,о немецки рыцарях на
итальянской службе.Поэтому можно не согласиться с мнением об итальянском
происхождении СОР,во всяком случае,я не нашел подтверждений этому на
скульптурах. Следует также посмотреть на Восток,откуда часто появляются
прототипы западных доспехов,и, действительно,есть свидетельства,что
СОР в ранние времена использовался на Востоке.В.Арендт (W.Arendt)обратил
наше внимание на две сцены, изображенные золотой мозаикой на
дверях церкви в Суздале,Россия (Susdal inCentral Russia), датируемые концом 12 – началом 13 века (рис.291,292).
Некоторые доспехи выполнены в технике толстого контура;они изображают проходящие вокруг тела широкие горизонтальные полосы с рядами заклепок.Эти изображения напоминают СОР,хотя при желании можно сказать,что это такой метод изображения кольчуги.Если бы больше не было
подобных изображений,то можно бы было не придавать доспехам из Суздаля такого значения,но подобная конструкция доспеха встречается даже на восточных миниатюрах,например,греческий Octateuch (Бернард:предложения принимаются)из Смирны,вероятно,относящийся к 12 веку,и,в любом случае,не позднее 1255 г.(рис.293),и menologium Василия II,относящийся к 976-1025гг.Все эти изображения намного старше западноевропейских источников по СОР.
В Восточной Азии СОР были в большом употреблении,а в поздние периоды
практически только такой доспех использовался в Китае (рис.294,295)и Корее,белый японский доспех,который на самом деле представляет собой смесь различны типов доспеха,заимствованных из разных мест,тоже имеет некоторые черты СОР.Появление СОР на Востоке,тем не менее,произошло позже,чем в Европе,самый ранний экземпляр,кото-рый я нашел,упоминается в
китайском военном приказе 1496 г.,где упоминается «доспе с гвоздями » (ting kia),имеются в виду маленькие заклепки с лакированными головками.
Так же,как и ламеллярный доспех,крытая конструкция не могла быть заимствована из Китая,но восточно-азиатский доспех сам по себе весьма интересен.
Основа китайского СОР (рис.294,295:1)принадлежит к типу «пончо »,как и
старейшие европейские образцы.Так как в Туркестанской культуре не было и
следа подобного доспеха,то остается предположить,что он распространялся по Центральной Азии с монголами.В Китае в 18 веке такой доспе назывался
«татарская кираса ».То,что подобный доспех существовал и в Центральной
Азии,доказывают два бухарских доспеха из Эрмитажа,которое датированы
15 веком.Время появления предшественника СОР в Европе и Азии,по «мон-
гольской » гипотезе совпадает.Получается,что распространение СОР начинается с последней четверти 13 века,когда монголы дошли даже до Силезии.
К сожалению,мы знаем очень мало о монгольском доспехе.Выше мы приводили изображение монгольски воинов в доспехах (рис.249),сделанное в Табризе (Tabriz) в начале 14 века.Здесь наиболее часто встречается
ламеллярный доспех,хотя попадаются и другие типы.Есть еще рисунок из Японии,другого предела монгольской экспансии.Он был нарисован японским военачальником Такесаки Суенага (Takesaki Suyenaga),который сыграл значительную роль,в отражении монгольского вторжения вЯпонию во второй половине 13 века.Кроме того,он лично видел то,что рисовал,и его
рисунок даже в деталях позволяет получить весьма точное впечатление (рис.296).Здесь также встречается ламеллярный доспех,но не преобладает.Большинство воинов носят гладкий доспех,который можно определить как кожаный доспех,описанный Марко Поло, William of Ruisbroek и другими.В манифесте короля Фредерика к королю Англии в 1241г. упоминается,что на такой кожаный доспех могли нашиваться металлические пластины.
Некоторые считают этот доспех прообразом СОР,несмотря на явный недостатокинформации.Есть мнение,что СОР – дальнейшее развитие монгольского доспеха с нашитыми на кожу железными пластинами.Напомним также,что за несколько лет до этого у монголов уже использовался доспех с железным усилением,нашитым изнутри основы.
Если в свете этого мы рассмотрим фигуру справа на рис.296,где доспех покрыт линиями из точек,образующими прямоугольники,мы можем предположить,что здесь изображен монгольский доспе с железным усилением.Линии,возможно,обозначают швы,которыми пришиты пластинки,а возможно,что точки обозначают заклепки,тогда у нас получается
практически СОР.В любом случае,эта фигура показывает,что расстояние между этими двумя видами доспеха невелико.Вероятно,что доспе такого же типа упомянут в Ипатьевской летописи от 1287 г.под названием «доспех из пластин » (Бернард:написано armour of plates,а как было по-русски в оригинале,я не знаю).Та же летопись ярко описывает,как немцы в 1252 были удивлены доспехами татар.После этого мы можем считать,что монгольский доспе положил начало новой эпо и в эволюции западного СОР.
Мы не будем развивать далее теорию о восточном происхождении СОР,и
совпадение его с китайским доспехом похожей конструкции будем считать просто гипотезой,основанной на некоторы сходны чертах.Мы не владеем информацией, позволяющей определить,монголы заимствовали из Китая такой доспех или,наоборот, привнесли.В истории СОР намного больше темны пятен,чем в истории ламеллярного доспеха,отчасти потому,что пластины СОР не имеют таки характерных форм,как пластины ламелляра с отверстиями,отчасти потому,что наружная сторона доспеха не показывает из его внутреннего устройства ничего,кроме заклепок.И находки,и
изобразительный материал оставляют место для неверны нтерпретаций.Такая же неопределенность существует и в дальнейшем развитии СОР.
У вопросу о Визби
По ссылке все скачивается. Для интересующихся качеством перевода -1-ая часть с сайта
ARMOUR FROM THE
BATTLE
OF WISBY
Bengt Thordeman
Идея -Skiffi
Перевод -Bernard
Верстка -Yrmegard
Перевод сделан в ознакомительных целях.
Все авторские пра а принадлежат The Chivalry Bookshelf
http://www.chivalrybookshelf.com/.
Любое коммерческое использование запрещено.
При цитировании в публикациях источника в данном пере оде
обязательно указывать "в перев.Бернарда".При цитировании в форумах,
чатах и т.п.ссылку на переводчика можно не указывать.
Читать
ARMOUR FROM THE
BATTLE
OF WISBY
Bengt Thordeman
Идея -Skiffi
Перевод -Bernard
Верстка -Yrmegard
Перевод сделан в ознакомительных целях.
Все авторские пра а принадлежат The Chivalry Bookshelf
http://www.chivalrybookshelf.com/.
Любое коммерческое использование запрещено.
При цитировании в публикациях источника в данном пере оде
обязательно указывать "в перев.Бернарда".При цитировании в форумах,
чатах и т.п.ссылку на переводчика можно не указывать.
Читать