Под катом много картинок
Окончательное формирование рыцарской конницы обычно соотносят с рубежом XI-XII веков . Представление о наступательном и оборонительном вооружении этого времени даёт ковёр из Байе (1080-е гг) .
http://rubens.anu.edu.au/htdocs/las.../0214/21445.JPG
фрагмент ковра из Байе
На приведённом изображении хорошо видны отличительные черты рыцарской конницы , а именно :
- ориентация на таранный копейный удар
- характерная "рыцарская" посадка на стременах с длинными путилищами . При этом ноги всадника практически распрямлены в коленях .
Судя по изображеням ковра из Байе , эти тенденции ещё не получили полного и окончательного преобладания над более ранними . Встречается и стремена с короткими путилищами (приведённое изображение , верхний ряд , шестой всадник справа) , и удержание копья , отличное от зажатия подмышкой .
Оборонительное вооружение состоит из шлема конической формы , кольчуги , большого миндалевидного щита .
Наступательное вооружение представлено копьями , мечами каролингского типа и боевыми топорами .
В XII веке развивается защита лица : от носовой стрелки к маске . Форма тульи эволюционирует в двух направлениях : "острие" купола выгибается вперёд (т.н. "фригийский колпак") , либо к цилиндрической или усечённо-конической форме (т.н. "горшковидные шлемы") . Последнее направление породит ведрообразные шлемы (потхельм , а затем топфхельм) , которые станут определяющей чертой облика рыцаря в следующем , XIII веке .
Увеличивается площадь , покрытая кольчужной защитой , иногда кольчужная рубаха могла достигать середины голени .
Мечи каролингского типа сменяются мечами романского типа .
В XIII веке возникает полный кольчужный доспех , состоящий из рубахи с рукавом до запястий , подолом до середины бедра , опционально приплетённым к рубахе кольчужным капюшоном и кольчужных чулков . Самой узнаваемой формой рыцарского шлема становится топфхельм . Однако , используются и другие виды боевых наголовий : шапель (открытый шлем , напоминающий шляпу) и кольчужный капюшон .
Возникает характерное "ясельное" седло с высокими луками , дающее дополнительную устойчивость при копейной сшибке .
Получают распространение фальшионы , булавы , клевецы .
Щит укорачивается , полукруглый верх срезается - таким образом , щит получает классическую треугольную форму . Впрочем , этот процесс в XIII веке лишь получает логическое завершение .
Представление о наступательном и оборонительном вооружении XIII века даёт библия Мациевского (Франция , 1240-1240 гг.) :

одна из иллюстраций к Библии Мациевского
В XIV веке распространяется бригантный доспех , состоящий из суконной (гипотетически , кожаной) куртки с приклёпаными изнутри металлическими пластинами .


Доспех №21 из Визби (1361 год) . Фотографии и схема набора пластин на основу .
Распространянется шинная (из кожи с приклёпаными сверху вдоль металлическими пластинами) , а затем и латная защита конечностей . Характерной формой боевого наголовья становится бацинет , принимающий весьма разнообразные формы .
К XV веку возникает латный доспех , а к середине XV - латный конский доспех , что становится своего рода "визитной карточкой" рыцарства в популярной литературе и массовом восприятии .
Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.
Эволюция латного доспеха продолжается и в XVI , и в XVII веках , продолжается и в Новое время - уже как эволюция кирасирского снаряжения , но это несколько выходит за рамки , означенные мной в заглавии темы . Отмечу лишь , что одним из этапов эволюции латного доспеха был максимилиановский доспех , характеризующийся "гофрированной" поверхностью . Такая поверхность обеспечивала большую прочность при той же толщине металла - а значит , и при сопостовимой массе по сравнению с доспехом с гладкой поверхностью .

Максимилиановский доспех (1540 г)
Окончательное формирование рыцарской конницы обычно соотносят с рубежом XI-XII веков . Представление о наступательном и оборонительном вооружении этого времени даёт ковёр из Байе (1080-е гг) .
http://rubens.anu.edu.au/htdocs/las.../0214/21445.JPG
фрагмент ковра из Байе
На приведённом изображении хорошо видны отличительные черты рыцарской конницы , а именно :
- ориентация на таранный копейный удар
- характерная "рыцарская" посадка на стременах с длинными путилищами . При этом ноги всадника практически распрямлены в коленях .
Судя по изображеням ковра из Байе , эти тенденции ещё не получили полного и окончательного преобладания над более ранними . Встречается и стремена с короткими путилищами (приведённое изображение , верхний ряд , шестой всадник справа) , и удержание копья , отличное от зажатия подмышкой .
Оборонительное вооружение состоит из шлема конической формы , кольчуги , большого миндалевидного щита .
Наступательное вооружение представлено копьями , мечами каролингского типа и боевыми топорами .
В XII веке развивается защита лица : от носовой стрелки к маске . Форма тульи эволюционирует в двух направлениях : "острие" купола выгибается вперёд (т.н. "фригийский колпак") , либо к цилиндрической или усечённо-конической форме (т.н. "горшковидные шлемы") . Последнее направление породит ведрообразные шлемы (потхельм , а затем топфхельм) , которые станут определяющей чертой облика рыцаря в следующем , XIII веке .
Увеличивается площадь , покрытая кольчужной защитой , иногда кольчужная рубаха могла достигать середины голени .
Мечи каролингского типа сменяются мечами романского типа .
В XIII веке возникает полный кольчужный доспех , состоящий из рубахи с рукавом до запястий , подолом до середины бедра , опционально приплетённым к рубахе кольчужным капюшоном и кольчужных чулков . Самой узнаваемой формой рыцарского шлема становится топфхельм . Однако , используются и другие виды боевых наголовий : шапель (открытый шлем , напоминающий шляпу) и кольчужный капюшон .
Возникает характерное "ясельное" седло с высокими луками , дающее дополнительную устойчивость при копейной сшибке .
Получают распространение фальшионы , булавы , клевецы .
Щит укорачивается , полукруглый верх срезается - таким образом , щит получает классическую треугольную форму . Впрочем , этот процесс в XIII веке лишь получает логическое завершение .
Представление о наступательном и оборонительном вооружении XIII века даёт библия Мациевского (Франция , 1240-1240 гг.) :

одна из иллюстраций к Библии Мациевского
В XIV веке распространяется бригантный доспех , состоящий из суконной (гипотетически , кожаной) куртки с приклёпаными изнутри металлическими пластинами .


Доспех №21 из Визби (1361 год) . Фотографии и схема набора пластин на основу .
Распространянется шинная (из кожи с приклёпаными сверху вдоль металлическими пластинами) , а затем и латная защита конечностей . Характерной формой боевого наголовья становится бацинет , принимающий весьма разнообразные формы .
К XV веку возникает латный доспех , а к середине XV - латный конский доспех , что становится своего рода "визитной карточкой" рыцарства в популярной литературе и массовом восприятии .

Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.
Эволюция латного доспеха продолжается и в XVI , и в XVII веках , продолжается и в Новое время - уже как эволюция кирасирского снаряжения , но это несколько выходит за рамки , означенные мной в заглавии темы . Отмечу лишь , что одним из этапов эволюции латного доспеха был максимилиановский доспех , характеризующийся "гофрированной" поверхностью . Такая поверхность обеспечивала большую прочность при той же толщине металла - а значит , и при сопостовимой массе по сравнению с доспехом с гладкой поверхностью .

Максимилиановский доспех (1540 г)
>> Убиться! Это я про последний. Как же в этом жить-то можно было???
29 килограмм всего . Легко :-) .
Ну, ноложим, не в XIV, а в середине XIII. Вернее сказать, что в 14-ом он распространяется8)
>> Ну, ноложим, не в XIV, а в середине XIII. Вернее сказать, что в 14-ом он распространяется8)
Ждал этого возражения (и подобных) :-) .
Написано было исходя вот из чего : по популярной литературе кочует мнение о появлении бригантного доспеха
в середине XIII века , но никаких источников , подтверждающих это утверждение , не приводится .
Посему я и написал - в XIV веке .
Там ещё с эволюцией щита от миндалевидного к треугольному , и эволюцией кольчужной
защиты от XI к XIII векам примерно то же самое :-) . В смысле , "гуляет" примерно
на полвека от часто излагаемого в литературе .
не помню на каком барельефе (1270-1280) Могу нарезать из Тордеманна картинок, там они есть.
>> слипинг гвард не помню на каком барельефе (1270-1280)
Спящий страж . Изображение с алтаря церкви в Винхаузене , 1270-е гг.
>> Статуя св. Маврикия, например (1240-1250)
Там всё-таки ну отнюдь не очевидно , что это именно бригантный доспех :-) .
При некоем тщании там вполне можно увидеть "кожаную кирасу" не то из тенденциозно понятого Фолькса , не то из фентези :-) .
Что мне пару лет тому один камрад успешно демонстрировал :-) .
С алтарём в Винхаузене такое , конечно , увы : чётко видно , что котта армирована тремя рядами пластин .
Если быть серьёзным - можно было , конечно , написать про бригантный доспех аккуратней ... но , к сожалению ,
когда делаешь два дела одновременно , результаты обычно не фонтан :-( .
>> Могу нарезать из Тордеманна картинок, там они есть.
А у Вас свой Тодерман , или тот , что на http://www.13c.ru/texts/ лежал , пока сайт работал ?
В любом случае , интерес к этой работе в сообществе уже возникал :
http://diary.ru/~tamplier13/?commen...;postid=8223964
http://diary.ru/~tamplier13/?commen...;postid=8197124
так что если Вы продолжите тему , ИМХО это будет очень позитивно .
VenusCat
>> Но все равно, как можно с кем-то сражаться, когда на тебе висит 29 килограмм? Хотя, наверное, как-то можно, раз сражались...
Они в этом на лошадях ездили , им попроще было :-) .
Хотя , замечу , некоторые современные камрады , прямо скажем , не являя собой Аполлонов , вполне
умудряются сражаться в сопоставимых по весу доспехах :-) . Подробности пусть они сами пишут :-) .
А ссылочки работать отказываются, на первую страницу выкидывают.
Ну а насчет Маврикия... Не знаю, где там кожаную кирасу углядели, сзади на статую посмотреть видно не судьба было. По-моему,
спина, аналогичная конструкциям из-под Визби, не оставляет сомнений. Впрочем... Это часом не на Ганблейде было?
А то я про него наслышан...
>> Не знаю, где там кожаную кирасу углядели, сзади на статую посмотреть видно не судьба было. По-моему, спина, аналогичная конструкциям из-под Визби, не оставляет сомнений.
Вот я сейчас смотрю на изображение . Там на самом деле корсетовидное нечто с рядами чего-то , напоминающего заклёпки .
Скорее всего , действительно бриганта - ну а мало ли , как оно там на самом деле ...
>> Впрочем... Это часом не на Ганблейде было? А то я про него наслышан...
Мнение о кирасе имел действительно человек из ролевых кругов , но дело было в оффлайне , да и человек был , в общем , вменяем и к знаниям тянулся . Ну , прочитал Фолькса , увидел там про кожаные кирасы XIII века , загорелся себе такое сделать , услышал от меня , что бытование сего едва ли чем-то подтверждено ... побежал искать подтверждений сам , нашёл статую св. Маврикия , решил , что это оно и есть , долго имел это мнение , но в конце концов вроде успокоился .
А Ганблейд ... мда ... щасливое деццтво . Как там администратор - всё ещё на молотках фехтует ? А 126-ю страницу своей настольной книги - "Вооружение самураев" Носова уже прочитал ?
:-) :-) :-)
:-) :-) :-) -----------
Хто его знаить, богомерзкого8) Я туда раньше посмеяться ходил, нонче они поутихли, уже неинтересно8-(
Все люди как люди , а мне вечно больше всех надо ... Я там писал в надежде в человеческий облик их привести ... Молодой был , глюпый ...
>> нонче они поутихли, уже неинтересно
Ну почему же - у них есть новое приобретение - "каскадёр" . По-моему так вполне душевно отжыгает , жаль только пишет редко . Вспомнить хоть про то как Евпатий Коловрат владел двумя обоюдоострыми клинками-близняцами ...
Стоит упомянуть о многочисленных случаях, когда выбитые из седла рыцари попадали в плен или были убиты вследствие полной их неспособности самостоятельно сесть в седло во время битвы.
Де Гайя, 1678: «…спешенный тяжеловооруженный всадник не пригоден более ни к чему». Об этом же говорит испанская поговорка: «Потеряешь лошадь, потеряешь и воина». Меж проч современное военное снаряжение немногим легче доспехов 15 века. Могу привести приблизительные цифры в кг веса для сравнения турнирных доспехов, военных, кавалерии, пехоты.
>> Стоит упомянуть о многочисленных случаях, когда выбитые из седла рыцари попадали в плен или были убиты вследствие полной их неспособности самостоятельно сесть в седло во время битвы.
Де Гайя, 1678: «…спешенный тяжеловооруженный всадник не пригоден более ни к чему». Об этом же говорит испанская поговорка: «Потеряешь лошадь, потеряешь и воина».
Вы цитируете что-то до боли знакомое - только вот никак не могу припомнить, что именно. А времени проверить нет.
>> Могу привести приблизительные цифры в кг веса для сравнения турнирных доспехов, военных, кавалерии, пехоты.
Если это не будет пересказ своими словами общеизвестной статьи на тожегороде или краткое изложение ролевой/реконструкторской мифологии - то, думаю, дискуссия на эту тему будет многим интересна.
Кстати, "в кг" - это не вес, а масса :-).
Процитирован все тот самый Чарльз Фолкс (Мастера оружейного дела. Средневековые доспехи), книга интресна множеством фрагментов подлинных документов =)
А масса доспехов берется там же (тип-год-музей-вес)
>> Чарльз Фолкс (Мастера оружейного дела. Средневековые доспехи)
>> А масса доспехов берется там же (тип-год-музей-вес)
Ну скажем так.
Фолкс уже устарел порядком - книге уже скоро век как будет. Оружиеведение с тех времён всё-таки как-никак развилось. Это я к тому, что типизация с современной может не совпадать очень запросто.
Кроме того. С музеями тоже будет некоторая проблема. Например, когда писал Фолкс, Ройал Армори в Лиддсе ещё не было. А значительная часть арктефактов, о которых Фолкс говорит, как о происходящих из Тауэра, сейчас хранится в Лиддсе.
Ну и в-третьих. Насколько я помню (уточнить в данный момент у меня, к сожалению, возможности нет) информация "тип-год-музей-вес" не представлена в виде навроде изображение-под-которым-аннтотация-где-перечислены-тип-год-музей-вес. Так что придётся достаточно долго её вычитывать - а результативность сего мероприятия представляется небесспорной (о чём написано выше).
Так что не знаю, стоит ли овчинка выделки - особенно учитывая, что АСТ-овское переиздание Фолкса (а, судя по "Мастерам оружейного дела...", информацию Вы собирались черпать как раз из него) вполне себе общедоступно.
Вообще, конечно, тема весьма интересна. И массогабаритные характеристики доспехов, и "английская школа изготовления доспехов", и Хопф... Но только по Фолксу хорошее сообщение на эту тему сделать имхо нереально, увы.
ыыыыыыыыы
А что можно брать более полезное и умное из хороших книг?
А то литературы много продают, а чего не стоит особого внимания или наоборот - сложно определить.
>> А что можно брать более полезное и умное из хороших книг?
Ну и вопрос...
Скажем так: надо приобретать знания иными путями, помимо литературы. В случае с историей военного дела это относительно просто - надо по музеям ходить.
>> А то литературы много продают, а чего не стоит особого внимания или наоборот - сложно определить.
Ну как бы сказать...
Виднейшие умы много ломают головы для ответа на сей вопрос.
1) Обсуждение на тожефоруме. Если прямая ссылка работать не будет, что с тожефорумными темами бывает, то тожефорум->конференция "Высокое средневековье"->закреплённая тема "Чёрные и белые списки книг".
2) Обсуждение в @дневнике у Хенгиста
3) И у него же в ЖЖ
4) Об отдельных "классиках" жанра немного написано у меня.
Стоит упомянуть о многочисленных случаях, когда выбитые из седла рыцари попадали в плен или были убиты вследствие полной их неспособности самостоятельно сесть в седло во время битвы.
Де Гайя, 1678: «…спешенный тяжеловооруженный всадник не пригоден более ни к чему». Об этом же говорит испанская поговорка: «Потеряешь лошадь, потеряешь и воина».
Обьяснений несколько. Во-первых, харниши на 17 век делались из стали в полпальца толщиной (для пуленепробиваемости) и весили как чугуниевый мост (см. Алексинского, например), да и вообще пеший латник в это время был бы жутким бесполезным анахронизмом. Во-вторых, выбитый из седла даже без доспехов будет малость не в себе. В третьих - ну, если доспех приспособлен для конной езды, значит ли это, что в нем удобно ходить? ИМХО, далеко не всегда. Да и спешенный латник изрядно теряет в эффективности, особенно если его в основном и натаскивали на конный бой. В-четвертых, сочленения харниша не всегда дают возможность забраться обратно в седло, тем более, когда окружающие явно настроены помешать. Ну и так далее... Подобных обьяснений масса.